8 октября 2014

Сергей Фабричный: Группы продленного дня нужно сохранить

prodlenka722

Ряд российских регионов в начале нового учебного года столкнулись с тем, что школьная «продленка» стала платной. Школы стали брать плату за пребывание детей в школе после уроков, воспользовались нормой федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», которая дает право учредителю ( а в большинстве случаев учредителем является муниципалитет) устанавливать плату за пребывание детей в группах продлённого дня. Естественно, это вызвало большой резонанс среди родителей, особенно учитывая, что взимание платы за «продленку»  без разрешения учредителя – противозаконно.

В настоящее время этим вопросом занимается рабочая группа «Единой России», подготовившая поправки в закон об образовании, которыми законодательно будет закреплен статус  школьной «продленки» как вид образовательной услуги.

В ходе обсуждения, поступило предложение убрать из статьи 66 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» право учредителя устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. Слабое место этого предложения, на мой взгляд, в том, что в этом случае «группа продленного дня» уйдет из системы образования  вообще: в законе об образовании  упоминаний о группе продленного дня больше нигде не встречается.

Поэтому, большинство депутатов склоняются к тому, что в  законе,  в первую очередь, необходимо уточнить понятийный аппарат и  закрепить понятие «группа продленного дня». Кроме того, в законе услуга должна быть расписана  на составляющие, и которые, за исключением питания, должны предоставляются бесплатно. И, наконец, установить льготные категории, для которых «продленка», включая питание,  будет полностью бесплатна – за счет бюджетного финансирования.

Надо добавить, что отдельные субъекты, не дожидаясь решений «сверху», этот вопрос регулируют самостоятельно. В частности, в Рязанской области с 2010 года образовательная услуга «группа продленного дня», за исключением питания, включена в норматив субвенций из регионального бюджета, которые предоставляются муниципалитетам. В дальнейшем муниципалитет перечисляет эти средства тем образовательным учреждениям, которые эту услугу предоставляют.