27 июля 2011

Региональный парламент подводит итоги. Волхов



Об итогах весенней сессии Новгородской областной Думы читайте в номере газеты «ВолховЪ» от 27 июля 2011 года. Интервью с председателем Новгородской областной Думы Сергеем Фабричным.

Деятельность регионального парламента по решению жизненно важных для населения вопросов неизменно вызывает заинтересованность жителей области. Близится срок, когда истекают полномочия Новгородской областной Думы IV созыва. Сейчас депутаты на каникулах и соберутся вновь на свое первое заседание только 31 августа. Самое время рассказать избирателям о том, как поработали их избранники.

По просьбе газеты «ВолховЪ» председатель Новгородской областной думы Сергей Фабричный рассказал об итогах работы регионального парламента за первое полугодие 2011 года.

Макет публикации.

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Депутаты областной Думы уже не первый год весьма активно обсуждают на своих заседаниях ход подготовки доклада о состоянии законодательства Новгородской области. Что это за доклад и почему этой работе депутаты придают такое большое значение?

Действительно, работу по правовому мониторингу областного законодательства мы проводим с 2005 года и за этот период накопили достаточный опыт. Можно сказать, что по экспертным оценкам, доклады Думы Новгородской области по состоянию регионального законодательства признаны в числе лучших в стране. Аналогичные ежегодные доклады делают еще ряд субъектов Российской Федерации. Подготовку ежегодного доклада о состоянии законодательства Новгородской области в 2011 году наши депутаты обсудили на своем заседании в апреле нынешнего года.

Подготовка ежегодного доклада является результатом правового мониторинга областного законодательства. Развитие областного законодательства направлено на создание единого правового пространства на территории области, законодательное обеспечение реализации ежегодных посланий президента РФ по основным направлениям внутренней и внешней политики в стране. И наконец, в докладе о состоянии законодательства мы показываем, каким образом на территории области достигается единство между такими важными вещами как концепция социально-экономического развития и бюджет Новгородской области.

- А насколько активно идет взаимодействие регионального парламента с Государственной Думой РФ?

По состоянию на 1 июля 2011 года на рассмотрении в Государственной Думе находятся три законодательные инициативы областной Думы. Речь идет о внесении изменений в пенсионное законодательство по предоставлению двух пенсий труженикам тыла, а также детям погибших военнослужащих, а также о внесении изменений в Лесной кодекс РФ в части расширения круга лиц, пользующихся правом на заготовку древесины в сфере животноводства. Тем самым реализуется одна из функций областной Думы – законодательная.

О РАБОТЕ ДЕПУТАТОВ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГАХ
– Назовите наиболее актуальные вопросы, в решении которых принимают участие Ваши коллеги-депутаты?

– Трудно назвать вопросы, в решении которых депутаты не принимали бы участие в ходе своих встреч с избирателями. Тем не менее, определился круг приоритетных тем, среди них:
– расселение из ветхого жилья или его капитальный ремонт;
– газификация населенных пунктов;
– благоустройство дворовых территорий;
– обеспечение лекарственными средствами;
– выплаты заработной платы и трудоустройство и многие другие.
Практически каждому депутату есть что рассказать о своей работе по наказам избирателей. Часто эта рутинная и трудная работа как говорят остается «за кадром» и не афишируется.

- Как часто люди обращаются со своими проблемами?

– Я подсчитал, что в течение полугодия рассмотрел 907 обращений, провел 52 приема граждан и 37 раз отчитывался перед избирателями. Поверьте, это было непросто. Люди задают конкретные вопросы, на которые нужно оперативно реагировать.

О ПОДДЕРЖКЕ НКО
– Деятельности некоммерческих организаций Новгородская областная Дума стала уделять особое внимание. Чем объясняется такое внимание?

– Замечу, что приоритетное внимание мы уделили поддержке, прежде всего, социально-ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Мы приняли закон, который позволяет рассматривать область в числе регионов, которые претендуют на грантовую поддержку в рамках федерального бюджета. В общей сложности существует 14 критериев, которые должна выполнить наша область, чтобы попасть в федеральную программу министерства экономического развития РФ и получить грант на поддержку социально ориентированных НКО.

На сегодняшний день из 14 критериев выполнено 12. Есть еще два, которые пока не выполнены, но они являются предметом обсуждения с Администрацией области. Принципиально важно, чтобы в рамках областного закона начал действовать региональный координационный совет (РКС), который должен стать реально действующей структурой. На мой взгляд, лучше, когда НКО создаются не «сверху» – со стороны властей, а этот сектор начинает воспроизводить сам себя: людей, идеи, создает фон для привлечения денежных средств и в результате становится самодостаточной организацией на рынке оказания социально-ориентированных услуг для жителей региона.

Еще одно важное условие – наличие действующего в рамках РКС благотворительного фонда или благотворительно-добровольческой организации. Пока у нашего некоммерческого сектора нет такого направления работы. Но им может стать, например, организация ежегодного благотворительного Рождественского марафона, в котором принимают участие жители области, представители власти и бизнеса, общественные организации, предприниматели.

Так что решение проблемы есть. Мы планируем включить в региональный координационный совет практически все социально-ориентированные НКО области. Думаю, что после этого область будет соответствовать всем требованиям министерства экономического развития РФ и мы сможем рассчитывать на получение грантовой поддержки из федерального бюджета для развития сектора НКО.

О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
- Много разговоров вызвало принятие областной Думой закона о государственно-частном партнерстве. Закон даст старт для развития новой и практически малоизвестной формы сотрудничества бизнес-структур и органов исполнительной власти. Зачем это нужно? И какая практическая польза от государственно-частного партнерства будет для жителей области?

– Практическую пользу от реализации этого закона почувствуют, прежде всего, жители муниципальных районов области. Потому что, появится эффективная законодательная основа для их развития.

Закон о государственно-частном партнерстве был принят в марте 2011 года. Его задача – привлечение частного капитала для решения проблем развития инфраструктуры на территории области. Не секрет, что сейчас это, пожалуй, самая болевая точка для властей любого уровня. Достаточно назвать такие направления, как строительство автодорог, водоснабжение, водоотведении и сооружение канализационных систем – и многое станет понятно. Они требуют огромных бюджетных ресурсов, которыми органы власти часто не располагают. Нужно активно привлекать внебюджетные средства и частных инвесторов. Новый закон обеспечит законодательную базу для этого процесса.

Понятно, что сам факт принятия закона еще не гарантирует, что в районы потекут частные инвестиции. Задача продвижения государственно-частного партнерства — это первейшая задача власти, в том числе, органов местного самоуправления. Участие в проектах с привлечением частного капитала может быть разным: акционерное соглашение, концессионное соглашение, договор услуг, договор на новое строительство. В областном законе мы предусмотрели три основных формы, которыми может оперировать при этом исполнительная власть. Это поддержка имущественная и финансовая поддержка либо поддержка в форме регулирования.

Первый шаг по реализации закона уже сделан: администрация области создает координационный совет. Есть и первый реальный проект – соглашение между администрацией Шимского района и группой компаний «ЭКОС». Проект предполагает модернизацию в Шимске системы водоснабжения, водоотведения и канализования. Надеюсь, он станет первым опытом практической реализации областного закона о государственно-частном партнерстве.

На подходе есть еще проекты государственно-частного партнерства, но о них пока рано говорить. Области принципиально важно отработать хотя бы одно соглашение. Сейчас законы о государственно-частном партнерстве приняты более чем в 30 регионах РФ.

О ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
– Как областная Дума реализовала положения послания президента Медведева о поддержке многодетных семей?

– Дума приняла поправки в областной закон № 39 о предоставлении земельных участков на территории Новгородской области. Теперь в число льготных получателей участков вошли также многодетные и молодые семьи. Сейчас идет работа над выработкой порядка бесплатного предоставления земельных участков этим категориям населения. Добавлю также, что другим, не менее важным законопроектом, принятым областной Думой в социальном пакете, стало решение о выплате регионального капитала «Семья». В соответствии с ним, при рождении или усыновлении третьего ребенка и последующих детей, семьям предоставляется сертификат на получении 100 тысяч рублей. Это правило начало действовать с 1 января 2011 года. Воспользоваться им могут семьи, где ребенок достиг полуторалетнего возраста. Общая сумма выплат на эти цели из областного бюджета в 2012 году может достигнуть 30 миллионов рублей.

ОБ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
– Как отреагировали депутаты на полемику между общественностью и властями относительно строительства на территориях, прилегающих к историческим памятникам – около Спасо-Юрьевского монастыря, в Окуловском районе и другим, вызывавшим большой общественный резонанс?

– Мы не могли не отреагировать на эти выступления. Конкретно по застройке Юрьево, я тоже участвовал в публичных обсуждениях и высказывал свою позицию по этому вопросу. Считаю, что консультативный совет при губернаторе принял, в этой связи, единственно верное решение – все строительные работы остановить.

Депутаты также очень внимательно и взвешенно отнеслись к обсуждению проекта областного закона «Об особо охраняемых природных территориях». Напомню, его не приняли и рекомендовали доработать. Наибольшую дискуссию и среди депутатов, и среди общественности вызвали положения законопроекта по вопросам образования и упразднения особо природных охраняемых территорий. В соответствие с пожеланиями общественности на публичных слушаниях, в том числе, по итогам заседания экологического совета, депутаты решили внести поправки в проект, которые заключались в том, чтобы данные полномочия закрепить не за администрацией Новгородской области, как в первоначальном проекте, а за Новгородской областной думой. Однако и этот вариант законопроекта не получил большинства голосов депутатов.

О ВЫБОРАХ В ОБЛАСТНУЮ И ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
– Приближаются выборы в областную Думу и Государственную Думу РФ. Каковы отличительные особенности предстоящих избирательных кампаний?

– Депутаты приняли ряд изменений в областной закон «О выборах депутатов Новгородской областной Думы». Их суть в том, что политические партии, которые пойдут на выборы 4 декабря 2011 года, формируют свои списки кандидатов не по вертикальному признаку, а по горизонтальному. Раньше каждая политическая партия представляла вертикально-интегрированный списоксписок, в котором депутатские мандаты получали кандидаты, занимавшие первые места в нем. Таким образом, они и были в наибольшей степени заинтересованы в конечном результате.

Теперь, для усиления внутрипартийной конкуренции, вместо «вертикального партийного списка» будут 13 региональных партийных групп по 3 человека в привязке к 13 одномандатным избирательным округам. Депутатские мандаты получат лидеры партийных «троек», коотрые по результатам голосования наберут наибольшее число голосов.

Окончательное решение по партийным спискам кандидатов в Государственную Думу от «Единой России» будет принято на Съезде партии ориентировочно 3-4 сентября, А, примерно, через неделю после этой даты в Великом Новгороде состоится региональная партийная конференция, на которой будут утверждены списки кандидатов в депутаты Новгородской областной Думы V созыва.

КОРОТКО:
– состоялось 6 заседаний областной Думы;
– принято 109 областных законов и 75 постановлений, из них приоритетными темами были – социальная политика, бюджетное и налоговое законодательство, конституционное право и государственное управление;
– проведено 25 заседаний комитетов, которые рассмотрели 222 вопроса;
– депутатами областной Думы внесено 11 областных законов и 54 постановлений областной Думы.

Записал Валерий Алексеев.

Оставить комментарий

Уважаемые посетители! Оставляя комментарии, будьте корректны в своих высказываниях. Сообщения, имеющие отвлеченный характер, содержащие нецензурную лексику, оскорбления в адрес участников обсуждений – будут удаляться.

Вам нужно авторизоваться, чтобы разместить комментарий.